Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МБОУ СШООЗЗ №2 г. Липецка - Психологические особенности обучения цыган в школе

__ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЦЫГАН В ШКОЛЕ__
 
     В российских школах с каждым годом возрастает доля учеников из нерусских семей, что делает все более значимой проблему толерантного, терпимого отношения к ним. Особый вопрос – обучение детей – цыган, которых в российские школы приходит сегодня все больше. Чем больше в наших школах смуглых, не очень хорошо говорящих по-русски детей, тем больше приходится задумываться о двух вещах: во-первых, как сделать так, чтобы все дети в школе относились друг к другу уважительно, во-вторых, как обучать нерусских детей эффективно, но в то же время, без ущерба для их сверстников, не имеющих трудностей, связанных с незнанием языка. В нашей школе цыганские дети учатся вместе с русскими детьми и мы не сталкивались с конфликтами на этнической почве. Коллектив школы старается обеспечить для ребят благоприятные гигиенические и эстетические условия. Общение с учащимися осуществляется на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических, дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями, которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его питомцев. В первую очередь педагог должен ориентироваться в происхождении (этническая группа, миграционный путь) семей своих учащихся. Цыганские семьи обычно вполне определенно реагируют на школу: или искренне доверяют учителям и всемерно их поддерживают, контролируя посещение школы детьми, или же, наоборот, скептически относятся к педагогам.
     Главная роль в процессе образования цыганских детей принадлежит личности учителя. Именно от него зависти отношение цыганской общины к учебному заведению. Природная эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира – это те особенности цыганских детей, которые обязательно должен учесть педагог. Необходимо помнить один из психологических постулатов мотивации на учебу – стабильный и грамотно поощряемый учителем успех в одной деятельности (предмете) часто является поводом для продолжения обучения в целом. Образовательный процесс в нашей школе строится с учетом психосберегающих технологий. Обучение осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа и возможностей его памяти, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.п. Создается индивидуальная карта школьника, куда вносится вся информация о нем, предлагаются рекомендации учителям. К сожалению цыганские дети приходят практически не подготовленными, не адаптированными к школе. Их в большей степени привлекают внешние моменты школьной жизни – тетради, учебники, сама школа. Мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес. Они не могут освоить обычную программу, потому что в семьях они не говорят по-русски, часто не понимают значение русского слова, родители неграмотные, дети не посещают детский сад. Один из возможных способов адаптировать цыганских детей к школе – открыть подготовительные классы. Обучение детей в первом классе пошло бы быстрее, если бы они до этого год учились тому, чему другие дети учатся в детском саду и у родителей. Трудности обучения цыганских детей связаны так же с организацией режима дня. Цыгане ведут своеобразный образ жизни: они поздно ложатся и поздно встают.
      Таким образом, во время учебного процесса нарушаются физиологические закономерности изменения работоспособности детей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. К сожалению, практически все дети имеют какие-либо заболевания. Любое неблагополучие в состоянии здоровья является одной из причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Следует обратить внимание и на тот факт, что родители не всегда обращаются за помощью к врачам, а занимаются самолечением. Результат – болезнь переходит в хроническую форму. Все это, безусловно, отражается на успешности обучения школьника. В каждом классе есть учащиеся, которые не справляются с учебной нагрузкой, испытывают различного рода трудности обучения. Необходима государственная образовательная программа, которая бы позволяла обучать цыган.